Для коллег

                                 Информация для коллег

ПРОЕКТ "Я ЖИВУ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ"


Сказки Бажова

Известный сказочник Павел Бажов сумел объединить фантастику и реальность. Своих героев он поселил, казалось бы, в неподходящих местах: горных шахтах, среди заводского шума. Да и персонажи необычные: Хозяйка Медной горы, Серебряное копытце, Голубая змейка... Поэтому сказки Бажова читаются с особым интересом.
Бажов – родом из уральского городка, где прожил свою жизнь. Будущий писатель вырос на преданиях местных горнорабочих. Урал считался краем интереснейших легенд, которые из уст в уста передавали на протяжении многих поколений. Мальчишку впечатлили эти сказания – взрослым он пересказал их своеобразным языком, добавил сюжет и разные детали.

Волшебные герои сказок Бажова

Чудеса сказок Бажова затрагивают явления природы и добычу ископаемых. Еще в древние времена люди считали, что подземные богатства стерегут сказочные существа. Перед читателями сказок Бажова предстает Хозяйка Медной горы. Она считалась не только хранительницей сокровищ, но и покровительницей талантливых людей. Правда, рабочие Урала боялись встретиться с ней. Считалось, что нельзя было жениться человеку, который желал получить покровительство Хозяйки Медной горы.
Есть среди волшебных персонажей родственница Бабы Яги – Бабка Синюшка. А еще – Великий Полоз, суровый хранитель золотых залежей. Озорной покажется Огневушка-Поскакушка. Если этой девчонке захочется, покажет она местонахождение золота. Обаятелен образ Даринки с кошкой Муренкой. Приключения героев настолько необычны, что сказки интересны и взрослым, и детям.
Павел Бажов очень гордился своими произведениями в тематическом сборнике «Малахитовая шкатулка». Писатель стал известен благодаря этой книге. Произведения, которые в нее вошли, прозвали «сказами». В основе фольклорных рассказов – жизнь и быт на Урале, красота природы. «Замешаны» и мифологические персонажи. Ведется повествование от первого лица – рассказчика. Кроме того, восходят рассказы к «тайным сказам» Урала – преданиям горнорабочих.
Стоит сказки Бажова читать не только ради удивительных персонажей. В произведениях воспевается мастерство людей и труд, превращающийся в творчество. Здесь найдут для себя важные вещи взрослые. Бажов заостряет внимание на таланте и мастерстве. Хотя все сказы Бажова основывались на фольклоре, в сюжет он помещал обычных людей. Собственной реальностью и земной силой эти герои побеждали условности сказок. Всего Павел Бажов подарил миру полсотни произведений.

Уральские сказы Бажова





































ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение патриотизм.
Патриотическое воспитание – важная, неотъемлемая часть нравственного воспитания.
Патриотическое воспитание необходимо любому человеку, народу и государству. Нужно признать, что с раннего возраста ребёнку недостаточно прививается любовь и уважение к Родине. Невозможно воспитывать чувства патриотизма, если не интересоваться традициями, уважение к Родине, своей семье не зная, как берегли свою малую Родину предки.
В семьях мало читается книг об истории нашей малой Родины, не знают традиции, мало посещают достопримечательности Южного Урала. Сами родители располагают недостаточной информацией, знаниями, что - бы воспитывать в детях патриотические чувства. Отсюда вытекает важная проблема: формирование и углубление знаний о родном городе, своей малой Родине, легендах, традициях Южного Урала и своей семье. Воспитание у детей патриотических чувств.
Край, в котором нам с вами повезло родиться и жить, - уникальный географический регион, славящийся красотой своей природы далеко за пределами нашей страны. Южный Урал называют «голубым ожерельем России», «краем озёр». На территории Челябинской области их около 3170!
 Горы Урала уникальны: от зазубренных гребней в долины спускаются настоящие каменные реки - нагромождение огромных глыб, чуть отшлифованных водой. Красота уральской природы завораживает и не оставляет равнодушным ни одного человека, который здесь побывал!
В ходе реализации проекта «Я живу на Южном Урале» мы расширяли в подготовительной группе  по региональной программе «Наш дом— Южный Урал» знания о легендах, традициях об Урале. О различных камнях, которые встречаются на Южном  Урале, просматривали сказки о легендах. Просмотр видеофильма про «Ильменский заповедник». Всё это помогло нам расширить и закрепить знания о нашей Родине. С помощью этого проекта я расширяю знания детей информацией о малой Родине.

 То есть о городе, в котором мы живём, улицу и дом. Так же расширение знаний и представления о своей семье, традициях семьи. Что обязательно нужно прививать ребёнку с раннего возраста, так же любовь и уважение к Родине, и так же расширять из года в год по развитию ребёнка.

Проводимые мероприятия пробуждают интерес к культуре разных народов воспитывают чувства толерантности. Развитие любви и привязанности к родному дому, городу, краю, окружающей природе служит первой ступенью гражданского воспитания детей дошкольного возраста. Наша задача — помочь детям увидеть удивительный край, в котором они живут, познакомить с прошлым и заглянуть в будущее, где им предстоит жить полноправными гражданами России. Мы воспитываем гражданина, от которого будет зависеть наше будущее.

Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам
Мероприятия, проводимые в нашем ДОУ, с целью духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания дошкольников: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики. Мероприятия по патриотическому воспитанию в нашем ДОУ приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день. При подготовке к проведению мероприятия наши воспитанники узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

Народные праздники
Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в нашем ДОУ организовывают беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, хорошим настроением приобщиться к традициям. Начинают празднования с Рождества и старого Нового года. Дети учат колядки, потом ходят в гости группами, поют, получая сладости в вознаграждение. Празднование Масленицы в нашем ДОУ проводится во время прогулки, в котором участвуют все дети ДОУ одновременно. В представлении принимают участие Зима, Весна, скоморохи. Воспитанники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы – блины, к их изготовлению привлекаются  родителей, устроив своеобразную ярмарку.

Раскрытие темы малой родины
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Символика России».
 Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины. Презентация и викторина о природе края «кто живет на Южном Урале, что на Урале растет»;  заочное путешествие – рассказ о гербах городов края «У каждого города свой герб». Дети узнают о своих знаменитых земляках, об истории возникновения и развития своего родного края, о природных особенностях края, изучают народный фольклор.
 Систематическая работа, проводимая в нашем ДОУ, позволяет привить воспитанникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления.










«Развитие мелкой моторики рук через рисование песком»
Сейчас очень актуален вопрос синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у дошкольников, которому в последние десятилетия придается особое значение в зарубежных странах и относительно недавно в России. Одной из характерных особенностей детей с СДВГ являются нарушения социальной адаптации. У ребенка фиксируется негативная самооценка, возникают неврозы, нарушены отношения со сверстниками и взрослыми, часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики. Заинтересованность игрой у таких детей быстро проходит т.к. во время игры не могут сосредоточиться.
 Но где ребенку найти, то пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно не выраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе. И здесь я рекомендую прибегнуть к песку.
Чем полезны игры с песком? Что происходит, когда наши пальцы касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. У малышей, игры с песком развивают мелкую моторику, а у взрослых улучшается работа мозга, и как, следствие, память, соображение, координация.
Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок и  песка, ощущения свободы, безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песок пропускает воду и по утверждению парапсихологов он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Кроме того, сам материал – песок, - обладает уникальным свойством: он замедляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок».
Весь процесс создания картин происходит на глазах у зрителей. Удивительным образом горсть песка превращается в романтический пейзаж, диковинного зверя или звездное небо. Наблюдения и опыт показали, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и делает его прекрасным средством для развития и саморазвития. Рисование песком рекомендовано всем возрастам как медитативная, расслабляющая техника, а также способ заземления своих негативных эмоций.
Перед вами песок. Естественное желание – погрузить в него руки, ощутив прохладу, пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Приятные воспоминания охватывают вас: детство, море, солнце, ощущение бесконечности Мира и ожидания Чуда. Чувства переполняют вас, и хочется поделиться ими. А рядом – ребенок. Он делает то же, что и вы. Его маленькие ручки только что прикоснулись с уникальностью Мироздания, Вечностью. Он стоит на пороге открытия. Сейчас вы вместе сделаете самые важные шаги по дороге Познания. А мы поможем вам в этом.
В методике рисования песком наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок под действием педагога «рука в руке» производит движения руки или кисти. Здесь не нужны четкие линии изображения предмета, что упрощает  изображение  и передачи формы предмета. Читать далее на сайте Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Читайте по темам:
Этапы развития мелкой моторики руки в дошкольном возрасте.
Развитие воображения в дошкольном возрасте.
Развитие мелкой моторики руки в структуре в готовности к школьному обучению.