«Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье»
Доброго времени суток, уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим о воспитании любви к родному городу и краю в детском саду и семье. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.
Семья и детский сад выполняют каждая свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
• Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или детскому саду?
Правильно, всё начинается с семьи, с её традиций. Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение.
Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.
- С чего необходимо начинать?
Правильно, с самого дорогого, с близких и родных, с самого ребёнка. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания.
- - Важно сформировать у ребёнка представление о себе, своём месте в семье (девочка, дочка, сестра, внучка, племянница…).
- - Знакомить с историей семьи, её родословной, местом каждого члена в жизни семьи.
- -Знает ли ваш ребёнок своих бабушек, дедушек и других родственников? Как их зовут? Чем они занимаются или занимались?
- Родители при ответе на вопросы поднимают сигнальные карточки.
- - Родитель показывает родословное древо своей семьи.
- -Рассматриваете ли вы совместно с детьми фотографии из семейного альбома?
Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и маленького. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе времени. Листая семейный альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими же как вы, и бабушка была просто – мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.
- Какие традиции есть у вашей семьи?
Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребёнка.
Символ дома.
- Как вы считаете, нужно ли ребёнку знать свой домашний адрес, телефон?
- Знает ли ребёнок свой двор, дорогу к дому?
Задумайтесь, нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш подъезд, наш двор – это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять? Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребёнком цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребёнка?
- Символ детского сада.
- Знает ли ребёнок номер детского сада, его адрес? Разговариваете ли вы с ребёнком о детском саде?
Мы уверены, что многие интересуются, чем ребёнок занимался в детском саду, какие у него успехи, как он себя вёл… А какие чувства испытывает ребёнок к детскому саду? (что нравится, чем хотел бы поделиться с друзьями, что рассказать, какое общее дело делали и т.д.) Очень хорошо, когда родители внушают ребёнку доверие к педагогу, когда сами активно участвуют в жизни группы, когда воспитывают гордость за свой детский сад, чувство любви к детям, взрослым, сотрудникам детского сада.
- А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт?
- А насколько вы знаете историю своего города?
- Предлагаю вам небольшую викторину.
Викторина.
Знакомство с городом в детском саду осуществляется через разные формы работы с детьми: экскурсии и пешие прогулки по городу, посещение разных достопримечательностей (дворцы, театр, парк, стадион, сквер, музеи и т.п.), дидактические игры, занятия и викторины, выставки. Однако этого мало. Здесь нам нужна ваша помощь, т.к. д/сад не имеет возможности часто вывозить детей за пределы детского сада. Просим вас, гуляя по улицам Челябинска, обращать внимание на красоту домов и зданий, на архитектурные памятники, спортивные сооружения, фонтаны, особенности уральской природы, на то, как люди украшают родной город (клумбы с цветами, фасады зданий, магазинов), заботятся о его привлекательности и чистоте.
• Где вы бываете с ребёнком в свободное время?
• Знакомите ли с достопримечательностями Челябинска, бываете ли в театре, парках, музеях?
- Родина – это город, в котором человек живёт, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички – всё это Родина.
- Так что же можно использовать при ознакомлении детей с родным городом и краем?
- -экскурсии по городу, выход или выезд на природу,
- - рассказы о достопримечательностях,
- - рассматривание и чтение книг о Челябинске, стихов, фотоальбомов,
- - просмотр передач челябинского телевидения,
- - фотографирование детей на фоне зданий, природы и т.п.
- - посещение выставок, музеев, библиотек, театра, лыжного комплекса и других спортивных сооружений…
Помните, всё начинается с малого. Воспитывайте в ребёнке любовь, доброту, внимание и заботу, чувство патриотизма. Предоставляйте ребёнку возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации, в сочинительстве. Поощряйте любознательность и интерес.
Решение.
1. Принять родителям активное участие в создании мини-музея в группе.
2. Оформить альбомы с родословной семьи.
Игра «Продолжи предложение».(детям)
Цель: формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, умение составлять высказывание. Закреплять знание о родном городе.
Ход игры.
-Наш город называется…..
- Жители нашего города называются…..
- Наш город находится в …
- Нашему городу…..лет.
- Я люблю свой город за то, что он (красивый, богатый, зелёный и т.д.; что он делает наше детство радостным; дарит радость, счастье, много игрушек)
Молодцы, ребята! Вы очень много рассказали о своём городе.
"Особенности патриотического воспитания"
Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Воспитание патриотизма – это просто создание для ребёнка тёплой, уютной атмосферы. Главный мотив в патриотическом воспитании – воспитание в ребятах чувства ответственности. Оно – залог патриотизма. Если понятие “патриотизм” разложить на составляющие, в нём обнаружится: эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, чувство ответственности, готовность работать, желание любую работу выполнять хорошо и до конца.
Родители должны знать, что в процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются:
Задачи эстетического и нравственного воспитания через слушание и разучивание песен, стихов о своем городе, о подвигах, о труде земляков, о природе. Развитие детского творчества через наблюдение окружающего мира.
Задачи физического воспитания. Развитие таких качеств, как сила, смелость, ловкость через спортивные игры с военно-патриотическим содержанием.
Приобщение дошкольников к трудовой деятельности. Труд ребёнка–дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада и т.д.
Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду и дома систематически. Дети могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и направленные на общую пользу. Следует также воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Помогут в этом специальные беседы, чтение художественной литературы, практическая деятельность.
Формировать бережного отношения к природе. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок, двор, улицу.
По патриотическому воспитанию дошкольников можно использовать следующие методы:
• целевые прогулки и экскурсии;
• наблюдения;
• рассказ;
• беседы;
• использование детских художественных произведений;
• разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
• знакомство детей с народной декоративной росписью;
• привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении;
• поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах;
• личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город (село) и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция--- самый сильнодействующий фактор воспитания).
Жизнь ребёнка в детском саду обогащается за счёт непосредственного участия в ней семьи, общественности. Работа с родителями всегда была существенной частью деятельности детского сада. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребёнок. К сожалению, современная семья утратила многое из старых традиций, включающих и воспитательные функции. В погоне за элитным образованием часто искажается система ценностей, утрачивается “нить родства” и взаимопонимание.
Формируя начала патриотических чувств у детей, важно воспитывать в них уважение к ветеранам войны и труда: проводить беседы о подвигах советских воинов в период Великой Отечественной войны, устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, ветеранов России.
Таким образом, патриотическое воспитание является составной частью общего воспитательного процесса. Цель патриотического воспитания--- развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
МИР ПРИРОДЫ
Весёлые Скворечники
Космонавт и художник ВЛАДИМИР ДЖАНИБЕКОВ
Художник Владимир Джанибеков начал рисовать поздно. Уже побывав в космосе. И не раз... Он вошел в мир искусства после первых же полетов в космос, а всего их было пять. Вошел уверенно, но в постоянном поиске стиля, цвета, композиции своих произведений.
Первые картины его поразили меня даже не тем, что автор говорит «я видел космос таким», а сложной и прекрасной попыткой философски осмыслить происходящее. Что же это?
- Я не только вижу космос таким. Я хочу понять его, разгадать, что несет он с собой. Именно этим чувством не только зафиксировать, но и разобраться в сокровенной сущности космического пространства.
В. Джанибеков. Грёзы о небе.
Полотно Владимира Джанибекова "Вдохновение поэта".
Картина Джанибекова "Гравитация юности".
Картина В. Джанибекова "На работу".
Работа В. Джанибекова "Испытания в стратосфере".
Консультация для родителей. «Лепим дома».
БОЛЬШИМ ХУДОЖНИКАМ-БОЛЬШИЕ ЛИСТЫ. Можно рисовать на кусках ватмана или на обороте старых обоев, или на картоне. Можно давать бумагу разного цвета и размера. Чем младше ребенок, тем больше нужны листы. До 2 лет лучше брать листы А3 и больше. Начинать занятия рисованием можно примерно тогда, когда малыш начнет ходить сам. Дети сразу хотят видеть эффект творчества, поэтому лучше начинать рисовать по мокрой бумаге толстыми кистями. Главное – заинтересовать ребенка в процессе, заразить его своим энтузиазмом. Для этого надо снять все ограничения типа: «Не пачкай пол! Не рисуй по себе – я тебя потом не отмою! Не ешь краски!» и т.д. Пусть рисуют и по полу, и по бумаге, и по себе. Если захочет, пусть рисует прямо рукой. Еще больше детям нравится рисовать губкой, смоченной в краске. Первая стадия это ляпы по бумаге, ребенок видит, что кисть оставляет след. Пусть изображает, как котик топает, как рыбка плывет… До двух лет большего вы и не дождетесь. Одно из любимых развлечений – подкрашивать воду, расход красок при этом просто варварский. Зато можно объяснить ребенку различие по светлоте: темно-красный, красный, темно-розовый, розовый... С ребенком, который уже понял, как рисовать, можно играть одновременно с рисованием. «ТОП-ТОП!» – и ребенок топает кисточкой по листу. Малыша постарше можно научить рисовать дорогу от одного домика к другому, или вести след от машины, ниточку от шарика. Можно нарисовать вместе с малышом глазки кошке, мишке, зайке… Чуть позже можно научить его закрашивать красками контур. Если мама что-то рисует, то малыш старается рисовать в том же месте, и замалевывает ее рисунок. Это нормально, не ругайте его. Когда малыш уже немного умеет закрашивать, дайте ему раскрашивать мелкие предметы: грецкие орехи, мелкие игрушки из соленого теста, карандаши, камушки. После полутора лет можно начинать смешивание цветов на блюдечке: желтый с синим, красный или синий с белым, желтый с красным... НЕ ВЫБРАСЫВАЙТЕ ДЕТСКИЕ РИСУНКИ! Сохраняйте наиболее удачные работы и устраивайте выставки!
Всё человечество и каждый человек – часть природы. Природа составляет постоянное окружение человека, эту естественную среду, в которой он живёт и которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь. Первые основы экологической культуры закладываются в период дошкольного детства. Научить детей видеть красоту родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней - одна из главных задач воспитателей и родителей.
Мамы, папы, бабушки и дедушки!
Вы – первые проводники детей в природу. Мы взрослые, должны вводить ребенка в этот прекрасный мир природы, раскрывать перед ним его тайны и законы, воспитывать правильное отношение к природе, потребность в ее познании. На этой основе воспитывается заботливое отношение к окружающей природной среде.
Поэтому очень важно учить ребенка всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы.
Важно помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, активно приобщая его к этому миру. Эффективным средством приобщения ребёнка к миру природы являются прогулки, во время которых мы можем знакомить его с явлениями живой и неживой природы, рассказывая о жизни и разнообразии растений и животных. Во время прогулок можно собрать природный материал для использования его при изготовлении поделок: из шишек – ёжика или человечка, из веточек – змейки или птички и др. Одно из основных средств познания природы – наблюдение. В каждом городе есть сквер, парк, различные зоны отдыха, лесопарки. Они своеобразны, неповторимы и могут стать прекрасным объектом для наблюдений.
Каждое время года по-своему красиво.
Весна – время оживления природы. Обратите внимание детей на увеличение светового дня, рост сосулек, капель.
Установите причины этих явлений.
Зимой полюбуйтесь красотой ослепительно – белого пейзажа, обратите внимание на деревья в огромных белых шапках, покажите детям разнообразие снежинок в зависимости от погоды: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при похолодании – в виде крупы. Объясните, почему скрипит снег (ломаются снежинки). Можно рассмотреть снежинки в лупу, отметить их разнообразие, зарисовать, вернувшись с прогулки домой.
Наблюдая за природой с детьми в летний период, выделите несколько объектов: муравейник, различные виды деревьев, кустарников, цветов, трав. Обратите внимание на красоту летнего пейзажа.
Незабываемое ощущение вызывает ходьба по опавшим листьям или «золотой дождь». С большим удовольствием дети «превратятся» в зверей, имитируя их повадки, движения. У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые.
Во время наблюдения расширяйте кругозор у детей. И времени для этого специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский садик и обратно. Всегда можно увидеть интересное: как встает солнышко, блестят капельки росы, сверкает иней, поют птички, тают сосульки. Важна практическая деятельность детей с любой период времени, обычно она – следствие наблюдений.
Совместно с детьми можно: изготовить кормушки для птиц; зарисовать птиц, животных, их следы; выявить свойства различных агрегатных состояний воды; уплотнять снег вокруг деревьев или кустарников;осуществлять зарисовку цветов, листьев, снежинок (на песке, снегу); оформлять альбомы, собирать гербарии, коллекции и т.д. Приобщать ребёнка к природе можно с помощью различных игр с природным содержанием: дидактических, настольно – печатных, словесных, сюжетно – ролевых и т. д. Играть в них можно дома и на природе.
Приобрести для ребёнка пушистого забавного друга – мягкую игрушку: котёнка, собачку, зайчонка и т. д.
Очень интересным делом для дошкольников является выращивание растений: лука, корнеплодов, картофеля. В любой квартире можно выделить место, где бы ребёнок имел возможность выращивать лук, а в ящике на окне – корнеплоды. Вместе с ребёнком можно выращивать растения из черенков, наблюдать за распусканием почек деревьев и кустов, срезанных в конце зимы и поставленных в воду. С ребенком дома можно вырастить зелень овса, например для подкормки птиц и животных в детском саду, используя для этого любую коробочку. В холодное время года хорошо вместе с ребенком проводить подкормку птиц. Изготовить кормушку нетрудно. Можно сделать ее в виде домика или столика с бортиком, а можно просто повесить молочный пакет, вырезав в нем дверцу. Самое главное – заинтересовать и увлечь подкормкой ребенка. Весной хорошо привлекать ребенка к посадкам цветов во дворе дома. На дачном участке предлагайте ребенку посев цветочных и овощных семян: укропа, петрушки, редиса, гороха, огурцов, лука, чеснока, картофеля. При этом следует научить ребенка не только ухаживать за растениями, но и наблюдать за ними.
Расширять круг представлений ребенка о природе, можно используя природоведческую литературу, применяя меткие народные мудрости, приметы, загадки, потешки, сказки, легенды, хороводные песни, заклички, пословицы и поговорки, просматривая вместе с ним телевизионные передачи о природе, посещая выставки и музеи, зоопарк и т.д.
Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у детей. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.
Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней. Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми.
Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле. Давайте же будем учить детей приобщаться к волшебному миру природы, т.к. логика природы самая доступная, наглядная и полезная для ребенка.
"Весна шагает по планете"Весёлые Скворечники
Советы родителям по изобразительной деятельности.
- Рисование — одно из любимых занятий дошкольников. Детское рисование включает в себе большие возможности для развития ребёнка. Начиная обучать малыша рисованию, родителям не лишним будет узнать несколько важных правил.
- Рисовать лучше днём, так как рисовать при вечернем освещении нежелательно. Продолжительность не более 20-30 минут.
- Для того, чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятия, но никогда не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое.
- Обязательно позаботьтесь об удобстве рабочего места. Выделите ребёнку отдельный столик, застелите его клеёнкой, наденьте на малыша фартук.
- Ребёнок должен иметь максимальную свободу для проявления творчества: у ребёнка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах, бумаге и других изобразительных средств.
- Для рисования лучше давать отдельные листы бумаги. Желательно, чтобы она была не глянцевой, а пористой, слегка шероховатой.
- Чтобы не случилось во время рисования, не ругайте ребёнка. И вообще, лучше не начинать рисование в плохом настроении, так можно отбить у ребёнка желание творить.
- Если ребёнок нечаянно разлил краску на бумагу, устройте соревнования: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенной кляксе или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю.
- Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и как можно чаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.
- Родители ни в коем случае не должны критиковать детские рисунки, поскольку дети любят заниматься тем, что у них получается. А если ребёнок будет постоянно слушать поучения, то вскоре он просто разочаруется в своих способностях и вовсе забросит рисование.
- Научите детей рисовать аккуратно и убирать за собой после того, как работа закончится.
- Относитесь бережно к детскому творчеству. Постарайтесь сделать так, чтобы детские рисунки не отправлялись в корзину, а были предметом гордости ребёнка, собирались и хранились, дарились и показывались близким и друзьям.
Народное
творчество
- это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного,
патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость,
заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на
протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа,
интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
Процесс
познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребёнок должен
впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки,
потешки, игры - забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного
искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе
ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Культуру России невозможно
представить себе без народного искусства. Народное искусство позволяет приобщать детей к
духовной культуре своего народа, частью которого оно является. Слушая
произведения устного народного творчества, знакомясь с народной
музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров,
дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ
в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Они используют
в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора,
запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки. Слушая сказки,
получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно -
прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных
цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному
мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать
прекрасное.
Предлагаю вам посмотреть видеоролик " Народные Промыслы России"
Космонавт и художник ВЛАДИМИР ДЖАНИБЕКОВ
Художник Владимир Джанибеков начал рисовать поздно. Уже побывав в космосе. И не раз... Он вошел в мир искусства после первых же полетов в космос, а всего их было пять. Вошел уверенно, но в постоянном поиске стиля, цвета, композиции своих произведений.
Первые картины его поразили меня даже не тем, что автор говорит «я видел космос таким», а сложной и прекрасной попыткой философски осмыслить происходящее. Что же это?
- Я не только вижу космос таким. Я хочу понять его, разгадать, что несет он с собой. Именно этим чувством не только зафиксировать, но и разобраться в сокровенной сущности космического пространства.
В. Джанибеков. Грёзы о небе.
Полотно Владимира Джанибекова "Вдохновение поэта".
Картина Джанибекова "Гравитация юности".
Картина В. Джанибекова "На работу".
Работа В. Джанибекова "Испытания в стратосфере".
Консультация для родителей. «Лепим дома».
Лепка - это создание объемных или рельефных фигур, картин и даже целых композиций из пластичных материалов - пластилина, теста, глины, снега и других.
Для занятий с детьми лепкой можно использовать самые разные пластичные материалы: пластилин, тесто, глину и другие. Кроме того, материалом для лепки зимой может служить снег, а летом - влажный песок.
Пластичные материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, дети учатся координировать движения рук. Занятия лепкой позволяют дать детям знания о свойствах пластичных материалов (например, пластилин мягкий, легко мнется в руках, его можно разделить на части, пластилину можно придать любую форму), о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
Дома во время занятий с детьми упражняйте их в лепке предметов круглой формы приемом раскатывания пластилина круговыми движениями ладошек, а также в лепке палочек приемом раскатывания пластилина прямыми движениями ладошек. Совершенствуйте умение детей соединять палочку в кольцо, отдельные части в одну готовую форму, прижимая и примазывая их друг к другу.
Используйте уже известные детям приемы лепки.
Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста. Этот прием желательно использовать в начале занятия лепкой, чтобы дети могли ощутить фактуру, свойства пластилина или теста.
Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.
«Шлепанье» - энергичное похлопывание по тесту или пластилину напряженной ладонью с прямыми пальцами.
Сплющивание - сжимание куска пластилина или теста с целью придания ему плоской формы.
Желательно занятия лепкой проводить в виде игры - это позволит сформировать интерес к работе с пластичными материалами. У детей появится желание лепить еще. Используйте различные предметы и игрушки для обыгрывания сюжета. Чтобы закрепить навыки детей, повторяйте один и тот же сюжет несколько раз.
Следите за соблюдением «мер безопасности» - не позволяйте малышам разбрасывать тесто, брать пластилин в рот, размазывать их по полу, одежде и игрушкам. На занятиях лепкой будьте всегда рядом с детьми. После занятия уберите пластилин в недоступное для них место.
БОЛЬШИМ ХУДОЖНИКАМ-БОЛЬШИЕ ЛИСТЫ. Можно рисовать на кусках ватмана или на обороте старых обоев, или на картоне. Можно давать бумагу разного цвета и размера. Чем младше ребенок, тем больше нужны листы. До 2 лет лучше брать листы А3 и больше. Начинать занятия рисованием можно примерно тогда, когда малыш начнет ходить сам. Дети сразу хотят видеть эффект творчества, поэтому лучше начинать рисовать по мокрой бумаге толстыми кистями. Главное – заинтересовать ребенка в процессе, заразить его своим энтузиазмом. Для этого надо снять все ограничения типа: «Не пачкай пол! Не рисуй по себе – я тебя потом не отмою! Не ешь краски!» и т.д. Пусть рисуют и по полу, и по бумаге, и по себе. Если захочет, пусть рисует прямо рукой. Еще больше детям нравится рисовать губкой, смоченной в краске. Первая стадия это ляпы по бумаге, ребенок видит, что кисть оставляет след. Пусть изображает, как котик топает, как рыбка плывет… До двух лет большего вы и не дождетесь. Одно из любимых развлечений – подкрашивать воду, расход красок при этом просто варварский. Зато можно объяснить ребенку различие по светлоте: темно-красный, красный, темно-розовый, розовый... С ребенком, который уже понял, как рисовать, можно играть одновременно с рисованием. «ТОП-ТОП!» – и ребенок топает кисточкой по листу. Малыша постарше можно научить рисовать дорогу от одного домика к другому, или вести след от машины, ниточку от шарика. Можно нарисовать вместе с малышом глазки кошке, мишке, зайке… Чуть позже можно научить его закрашивать красками контур. Если мама что-то рисует, то малыш старается рисовать в том же месте, и замалевывает ее рисунок. Это нормально, не ругайте его. Когда малыш уже немного умеет закрашивать, дайте ему раскрашивать мелкие предметы: грецкие орехи, мелкие игрушки из соленого теста, карандаши, камушки. После полутора лет можно начинать смешивание цветов на блюдечке: желтый с синим, красный или синий с белым, желтый с красным... НЕ ВЫБРАСЫВАЙТЕ ДЕТСКИЕ РИСУНКИ! Сохраняйте наиболее удачные работы и устраивайте выставки!